Как появились, менялись и развивались дипфейки, а также чем они могут быть полезны рекламной индустрии
В сети гуляют ролики, где знаменитости творят странные вещи: заявляют о том, что их оппонент complete dipshit, признаются, что используют данные пользователей во имя корпорации зла, или просто пробуются на новые роли в «Матрице» и «Терминаторе». Такие видео называют дипфейками, и вокруг них много шума. Почему многие их не любят, как пытаются регулировать, а также чем эта технология может быть полезна рекламной индустрии — мы попытались разобраться
Дипфейк (от англ. «deep learning» — глубокое обучение и «fake» — фальшивый) — реалистичная манипуляция аудио- и видеоматериалами с помощью искусственного интеллекта. Эта технология заставляет говорить человека то, что он не произносил, и делать то, что он никогда не делал.
В основе дипфейков лежат генеративно-состязательные нейросети (GAN). Это алгоритмы на базе машинного обучения, способные генерировать новый контент из заданного набора. Например, GAN может изучить тысячу фотографий Барака Обамы и создать свою, сохраняя все черты и мимику экс-президента.
Эту технологию разработал студент Стэнфордского университета Ян Гудфеллоу в 2014 году. Знал бы он, что через три года пользователь Reddit начнет с помощью нее заменять лица порноактрис знаменитостями. Кстати, его ник был «Deepfakes». После этого Reddit ужесточил свои правила в распространении контента, а за подобными роликами со звуковой и/или видео манипуляцией закрепилось название «дипфейки». Недавнее исследование показало, что 96% дипфейков в интернете — порноролики.
Помимо порнографии пользователи в интернете интересуются еще и политикой. В сети есть несколько дипфейков с политическими деятелями, где их выступления монтировали и меняли смысл высказывания. Пьяная Нэнси Пелоси, Трамп, выступающий против климатических инициатив, а также Обама, который в одном из роликов назвал Трампа complete dipshit (засранцем). Конечно, в реальности никто из них этого не делал, но доказали это не сразу.
По мнению палаты представителей конгресса США, дипфейки представляют угрозу национальной безопасности страны. Законодатели обеспокоены тем, как эта технология повлияет на будущую предвыборную кампанию и политическую обстановку в целом. Калифорния стала первым штатом, где на законадательном уровне запретили распространение дипфейков с кандидатами во время предвыборной гонки.
Часто обычному пользователю сложно отличить смонтированное видео от настоящего. А по мнению экспертов, в течение полугода — года технологии достигнут такого уровня, что видео уже будет невозможно отличить от оригинала.
Распространение ложной информации, вторжение в частную жизнь, разрушение репутации — и это только маленькая часть того, к чему могут привести дипфейки. Крупные корпорации — Facebook, Microsoft, Google — пытаются бороться с распространением фейковых видео. Они создают свои датасеты, на которых разработчики смогут тренировать алгоритмы для обнаружения дипфейков. Facebook анонсировала конкурс с призовым фондом $10 млн на лучшую программу, которая сможет распознавать фейковые видео.
Сами по себе технологии не могут быть хорошими или плохими — все зависит от того, как человек их использует. В сети много развлекательных роликов с дипфейками. Так, на youtube-канале Ctrl Shift Face автор меняет лица главных героев фильма на других известных голливудских актеров. В его роликах Сильвестр Сталлоне становится Терминатором, Брюс Ли исполняет роль Нео в «Матрице», а Джим Керри вместо Джека Николсона играет главную роль в «Сиянии».
Есть примеры использования дипфейков и в рекламе. Бекхэм снялся в социальном ролике об опасностях малярии. Те же технологии помогли ему заговорить на 9 разных языках: носители произносили текст, а ИИ подстраивал его под артикуляцию футболиста. Британская компания, снявшая рекламу, предпочитает называть это видео «синтезом», а не «дипфейком», чтобы избежать негативных коннотаций.
Некоторые авторы с помощью этой технологии пытаются привлечь внимание к социальным проблемам. Бил Постерс выкладывает в социальные медиа дипфейки с Цукербером, Кардашьян, Марком Фрименом. Одна из его последних работ — тизер для вымышленного тв-проекта с Джефом Безосом — главой Amazon. Этой работой он пытается привлечь внимание к горящим лесам Амазонки, в том числе внимание самого Безоса, который «одолжил название лесов для своей компании, чтобы стать самым богатым человеком на Земле».
Мы поговорили с экспертами о том, есть ли у дипфейков положительные стороны, чем эта технология может быть полезна рекламной индустрии, а также нужно ли будет в будущем регулировать выпуск таких роликов.
Олег Агейчев, режиссер, креативный директор Видеостудия Mozga | |
Елена Коршак, продакт-директор Wavemaker | |
Юрий Тимошенко, креативный директор Main Target Group | |
Парамон Парфёнов, креативный директор Dada Agency | |
Сергей Житинец, генеральный директор MOTIVE agency&production | |
Олег Бутковский, креативный директор UNDRAFTED (группа компаний DPG Russia) | |
Михаил Перловский, креативный директор Anybodyhome! MOVIE |
По материалам Sostav. Автор Дарья Попова