История создания сказки «Конёк-горбунок», и её экранизация

История создания сказки

Петр Ершов написал сказочную поэму «Конёк-горбунок» в 1834 году, когда ему было всего 18 лет. В то время он учился на историко-филологическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета. «Конёк-горбунок» стал первым и самым известным произведением автора. По одной из версий, на эту работу его вдохновили сказки Александра Пушкина.

Петр Ершов показал рукопись сказки своим знакомым: Александру Пушкину, Василию Жуковскому и профессору Петербургского университета, преподавателю русской словесности Петру Плетнёву. Пушкин отозвался о рукописи так: «Этот Ершов владеет русским стихом точно своим крепостным мужиком». Литературоведы предполагают, что Пушкин отредактировал рукопись и даже добавил к ней некоторые фрагменты, в том числе четыре первые строки.

Роль Василия Жуковского в публикации «Конька-горбунка» неизвестна, а профессор Плетнёв даже читал отрывки из сказки на своих лекциях в университете. Вероятно, именно он и помог начинающему автору опубликовать рукопись. В том же 1834 году её напечатал в сокращённом варианте близкий друг Плетнёва, издатель и книготорговец Александр Смирдин. Полный текст сказки к печати не допустили: цензоры вырезали некоторые фрагменты, в которых автор сатирически отзывался о царе и церкви. Только в 1856 году сказка вышла полностью.

На съёмочной площадке

Съемки фильма прошли в Санкт-Петербурге и в Москве. Снимали исключительно в павильоне без выезда на натуру. Это не первый подобный пример в отечественном кино. Например, две трети натурных сцен картины «Он-дракон» также снимались в павильоне, а мир вокруг достраивался средствами компьютерной графики. Эту работу делали специалисты студии CGF, ответственная за графику и в «Коньке-Горбуньке». Это одна из крупнейших российских студий, удостоенная двух «Золотых орлов» за визуальные эффекты к фильмам «Экипаж» и «Время первых». Руководит компанией Александр Горохов, который является одним из продюсеров картины.

Снимать натуру в павильоне сложно, поскольку приходится имитировать солнечный свет при помощи приборов. Большую роль при этом играют размеры площадки и высота потолков, поскольку воздушную среду для павильона воссоздать на компьютере очень проблематично. С другой стороны, съёмка в павильоне не зависит от погоды и времени суток.

Кинематографисты снимали в пустующем здании склада Юлмарта. Пространства для съёмок было больше чем в любом кинопавильоне нашей страны. Это позволило разместить осветительные приборы на оптимальной дистанции от актеров. Оператор-постановщик картины Владимир Башта, успешно снимал как авторское кино, так и жанровое коммерческое. С его манерой съемки студия CGF была прекрасно знакома.

Освещение в павильоне необходимо было решить сразу несколько задач:

  1. Имитировало естественное дневное освещение, поскольку кинематографисты намеренно отказались от какой-либо стилизации.
  2. Требовалось создать повторяемую и полностью контролируемую среду, так как впоследствии в кадры будут интегрированы трехмерные компьютерные персонажи.
  3. Некоторые эффекты и герои (например, Жар-птица) требовали интерактивного свечения.

Дневной свет имитировался преимущественно приборами Spacelight. Все осветительное оборудование на базе светодиодов для проекта разработал оператор и инженер Сергей Астахов. Отечественным кинематографистам прекрасно знаком этот выдающийся человек, снявший лучшие картины Балабанова, проложивший первым в стране канатные дороги для съемки с воздуха и придумавший разнообразные операторские решения для «Салюта 7». В общем, если нужно снять с выдумкой без голливудского бюджета, то это к нему.

На площадке всегда находились не меньше четырех специалистов от студии CGF – супервайзер по компьютерной графике, супервайзер по анимации, специалист по сбору данных и инженер системы View-Ga. Как и на площадке фильма «Он-дракон», специалисты использовали дополнительное оборудование для сбора информации. В первую очередь тахиометр для измерения площадки и последующего её воссоздания в трехмерном пространстве, затем лидар для сканирования площадки и декораций, требующих достройки. Иногда использовали камеру с охватом на 360 градусов, когда свет в сцене не менялся, но требовалось понимание месторасположения источников света.

Создатели фильма

Арт-директором фильма и одним из художников-постановщиков является Изабелла Тихоньска. Под её руководством творили 12 художников, которым предстояло разработать как дизайн материального мира, так и облик сказочных героев. За основу архитектуры был взят русский деревенский модерн с добавлением органического зодчества австрийского художника и архитектора Хундертвассера (настоящее имя Фридрих Штовассер).

Обратите внимание на крыши домов, которые будут во многих кадрах показаны с воздуха. Они намеренно сделаны причудливой формы и иногда напоминают по форме игрушки или предметы быта, вроде самовара. Это сделано специально, для придания повествованию большей сказочности. Тихоньска работала в паре с художником-постановщиком Анастасией Карамулиной, отвечавшей за строительство декораций. Разумеется, внешний вид убранств и городской архитектуры они создавали сообща с учетом пожеланий режиссера картины.

Конёк-Горбунек – уникальный проект в плане используемых технологий, которые позволили создать анимированных героев. Тут они на любой вкус. Например, рыба-кит, за основу которого, из-за размера и посадки глаз, был взят горбатый кит. Есть и говорящий персонаж, собственно конёк. Кинематографисты оттолкнулись от одного из видов арабских скакунов. Размеры конька они подогнали под исполнителя роли Ивана – Антона Шагина.

Плюсы: компьютерная графика на высоте

Ну что ж, Конек получился великолепно — он и правда почти как живой. И вообще из 800 миллионов на экране виден каждый рубль. Кобылица, с которой все начинается, сияет на ночном поле, аки Патронус из «Гарри Поттера», Жар-птица десять минут кувыркается на экране (в сказке Ершова их было много, а тут одна — в соответствии с заветами Сергея Зверева, жар-птицы стаями не летают), Царь-девица живет в ледяных лакшери-покоях, чудо-юдо рыба кит очень натурально страдает перед тем, как исторгнуть из себя флотилию кораблей. Компьютерной графики столько, что «Конёк-Горбунок» мог бы проходить по разделу анимационного кино.

Минусы: слишком увлеклись спецэффектами и забыли о главном

Энергия её создателей ушла главным образом на выполнение технических задач.

Герои «Конька-Горбунка» говорят не стихами – все их реплики переведены в разговорную речь. Это нормально. Но эта речь местами нудновата и не очень остроумна. Но на это у каждого может быть свой взгляд, как и на качество графики.

Сухие факты

  • Российский фильм-сказка «Конёк-Горбунок» собрал более 1 млрд рублей за 18 дней проката
  • В российском кино ещё никогда не было так много анимированных персонажей, как в «Коньке-Горбунке»: от огромного кита до крохотного насекомого.
  • Сказочные костюмы! Только для массовки было сшито примерно 300 предметов одежды. И все они были расписаны вручную.
  • Съёмки проходили в масштабных декорациях под Санкт-Петербургом. ⠀
  • Главные роли в фильме исполнили Антон Шагин, Михаил Ефремов и Паулина Андреева. Для создания образа Конька-Горбунка использовали движения, голос и мимику актёра Павла Деревянко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *