Применение инновационных технологий в кинопроизводстве стало одной из ключевых тем первого дня международного форума креативных лидеров и мира интеллектуальной собственности IPQuorum 2021: Tech for Content, который 26‒27 апреля прошёл в Технопарке Инновационного центра «Сколково». Этому были посвящены дискуссии «На экране возможно всё» и «Один в поле воин: кинематографист новой формации».
В последние годы использование новых технологий в кино воспринимается как тренд, способствующий развитию выразительных средств и формирующий более доступный для зрителя киноязык. С другой стороны, это выглядит проблемой, из-за которой снижаются художественный уровень контента и реалистичность действия: картинка выглядит слишком условной, как в компьютерной игре; также умирает множество традиционных кинопрофессий.
Один из самых скандальных кейсов использования технологий в производстве видео — рекламный ролик Сбера, в котором с помощью deepfake был воссоздан персонаж знаменитой советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Жорж Милославский. Это стало возможно благодаря работе компании Deepcake.io, создающей высокотехнологичные deepfake-модели. По словам генерального директора Deepcake.io Марии Чмир, в ближайшее время будет создан видеоконтент, который удивит зрителей гораздо больше, чем Жорж Милославский: «Наша команда генерирует лица и фигуру людей так, что никто не видит отличия от оригинала. Сейчас мы разрабатываем способ создавать контент по фотографии и тексту, то есть стремимся создавать видео без съёмок. Автор сможет управлять формированием контента только с помощью текста».
Действительно, в кино всё начинается с текста, но часто фантазия сценариста противоречит техническим возможностям индустрии. Теперь цифровые технологии способны реализовать киносценарии, которые ещё десять лет назад продюсеры отправляли «на полку» из-за сложности производства. Например, технология съёмки на виртуальных декорациях позволила снять фильм «Сахаров. Две жизни», сюжет которого основан на жизни, работе и научных прогнозах выдающегося советского учёного Андрея Сахарова. Картина стала самым технологически сложным в производстве российским кинопроектом за последнее десятилетие.
Камера двигается, а виртуальная декорация подчиняется движению камеры, из-за чего создается ощущение реальности. Благодаря эффекту параллакса зритель как будто стоит на балконе и смотрит в другой мир, а не в экран проекции. Почему мы не использовали хромакей? Известный режиссер Вернер Херцог говорил, что актёр должен почувствовать декорацию, как будто он в ней живёт много лет. Наш Сахаров, которого играет актёр Алексей Усольцев, знал, где лежит сковородка, откуда взять творог, где скрипит половица, откуда пролетает воздушный трамвай, в какой момент происходит взрыв водородной бомбы. Актёр всё это видел физически, и его игра была «контактной». На очках, на окнах, в бампере «черного воронка», в стакане воды отражался фон виртуальной декорации. Это выглядит невероятно правдоподобно. С хромакеем такого не добиться
Режиссёр фильма Иван Проскуряков о нюансах его создания
Технологии в кино в ближайшие пять лет будут развиваться в трёх направлениях, считает Александр Ураксин, сооснователь компании parodist.ai, создавшей сервис клонирования голоса VeraVoice: «Первое направление — технология speech-to-speech для перевода голоса актёров на другие языки. Например, Том Круз в своих картинах будет говорить своим голосом на разных языках — русском, китайском, благодаря чему не нужен будет перевод и дубляж. Второе — «воскрешение» персонажей в исполнении актёров, которые постарели или умерли. Самым заметным кейсом такой технологии является возвращение Люка Скайуокера в сериале «Мандалорец». Франшиза «Звёздных войн» является самой дорогой в мире, поэтому продюсеры воскресят Лею Органу, Хана Соло и других. И наконец — трансформация кино в интерактивные медиа, позволяющие зрителю пообщаться с персонажем, который будет отвечать на вопросы с помощью искусственного интеллекта».
Все вышеназванные направления технологического развития киноиндустрии требуют государственного участия. Министерство культуры РФ готово поддерживать дальнейшее развитие технологий кинопроизводства, но не планирует выделять его в отдельное направление кинематографа. Глава Департамента кинематографии Минкультуры Светлана Максимченко отметила, что ведомство консервативно в этом вопросе: «Для нас важны не технологии, а истории. Как сказал один мой знакомый режиссёр, сложно рассказать историю, когда зритель смотрит в одну сторону, а когда во все стороны — ещё сложнее. К сожалению, иногда фильмы сделаны ради технологий, а не ради самой истории. Технологии не должны быть самоцелью. Мы будем рады технологиям, но для нас важно, чтобы история дошла до зрителя».
По материалам Популярная механика