Если в следующем сезоне вы не увидите новых серий любимого американского сериала, дело, скорее всего, в забастовке Гильдии сценаристов США, которая началась в полночь 1 мая и затронет десятки, если не сотни, сериалов — от недорогого эфирного мыла до гигантских проектов вроде The Last Of Us (кастинг второго сезона суперхита уже остановлен). Это крупнейшая производственная остановка в Голливуде со времён пандемии, а до пандемии — с прошлой забастовки гильдии, которая закончилась в 2008.
Может быть, вы помните, как 15 лет назад планета на несколько месяцев осталась без американских сериалов — где-то урезались сезоны, где-то переносился выход серий, какие-то сериалы попросту закрылись. История рискует повториться, хотя теперешнюю забастовку профсоюз американских сценаристов называет «экзистенциальной», и ситуация там действительно посложнее, чем отчисления за DVD и анимацию. И если в прошлый раз гильдия обсуждала отчисления за только появляющиеся «новые медиа», то сейчас битва со стримерами идёт в полную силу. Давайте попробуем вместе разобраться, о чём на этот раз кино и чем это грозит, а может и не только грозит, всем нам.
Чего трудящиеся сценаристы хотят от AMPTP, ассоциации продюсеров Голливуда? В основном — больше денег за residuals. Если сильно упрощать, то это дополнительные отчисления, которые полагаются авторам за повторный показ контента. В эпоху вещательных сериалов все было прозрачнее: каждый очередной показ серии приносил автору ещё немножко денег и, если проект становился культовым, по сути, обеспечивал регулярный пассивный доход. В эпоху стримеров этот ручеёк отчислений сильно уменьшился. Например, платформа может купить права на показ сериала «целиком» и затем несколько лет крутить у себя — автор увидит небольшую сумму за первоначальную покупку, но совсем не за показы внутри «чёрной коробочки» стримера. Теперь гильдия хочет больше денег с платформ.
Но это не все требования. Профсоюз хочет разобраться и с «мини-комнатами», небольшими сценарными комнатами, которые образуются до официального запуска проекта, — безусловно, порочная практика брать туда меньше людей на короткие сроки и на небольшие суммы, чтобы запустить проект, отражает общий капиталистический тренд в индустрии, которая от длинных сезонов из 20+ серий (одна серия в неделю в течение полугода) переходит к небольшим сезонам по шесть-восемь, редко больше, серий. «Ну серий-то теперь меньше, значит, и денег должно быть меньше», — резюмируют продюсеры, делая вид, что серия симпатичного мыла вроде Friends, снимавшаяся в декорациях из трёх сосен, по объёму и сложности проекта сравнима с серией блокбастера типа «Игры престолов». Согласитесь, при всей нашей любви к «Друзьям» «Игра престолов» устроена куда сложнее и бюджеты там фигурируют совсем другие. Конечно же, сценаристы хотят своего куска пирога — и здесь мои симпатии с ними.
Возможно, отечественные коллеги, читающие эту колонку, криво ухмыльнутся — никому из нас, кроме самых топовых сценаристов, которые могут обсуждать индивидуальные условия труда, никакие отчисления не знакомы. Но это системная проблема и в Голливуде. Business Insider цитирует Twitter американского темнокожего (это важно? возможно, что да) сценариста Алекса О’Кифа, одного из семи авторов прекрасного гастрономического триллера The Bear. «Студия отказалась перевезти меня в Лос-Анджелес, чтобы я присоединился к авторской комнате, так что я работал из своей квартиры в Бруклине. В ту пандемийную зиму тепла там не было, мой обогреватель постоянно выбивал пробки, так что над восьмой серией я работал из публичной библиотеки», — рассказал Алекс. И даже награду своей гильдии за лучший сценарий он получал, будучи в долгах. «Всё, что я хочу сказать о Голливуде: не всё то золото, что блестит, — резюмировал сценарист. — Я выиграл в лотерею и получил заказ на малобюджетный проект, который стал сенсацией. The Bear был подарком судьбы, но в конечном счёте оказался очередным заказом. А между заказами я пытаюсь сводить концы с концами».
Но дело, конечно, не только в residuals — бастующие сценаристы называют эту забастовку «экзистенциальной» не в последнюю очередь, потому что один из пунктов повестки WGA — ограничение использования нейросетей вроде ChatGPT. Вот что по этому поводу говорит сценарист и продюсер Дэвид Гудман (Futurama, Family Guy), глава Западного профсоюза WGA: «В краткосрочной перспективе ИИ не представляет большой угрозы. Но в долгосрочной перспективе мы можем прийти к ситуации, когда ИИ сможет сгенерировать сюжетный документ или сценарий, который передадут сценаристу, чтобы тот его переписал. Это означает, что ценность человека-писателя снижается, а сумма, которую зарабатывает писатель, уменьшается. Мы не можем этого допустить».
Я попросил ChatGPT (модель GPT-4, способная ходить по интернет-ссылкам) проанализировать несколько уважаемых источников (Deadline, LA Times, Screen Daily, The New Yorker) и самостоятельно высказаться по этому поводу.
«Искусственный интеллект, способный анализировать данные и генерировать текст, некоторыми воспринимается как экономичное и эффективное решение в производстве контента для телевидения и кино. Однако важно помнить, что контент, созданный ИИ, принципиально отличается от контента, созданного человеком. У ИИ нет человеческого фактора: нюансов, личных переживаний и эмоциональной глубины, которые авторы привносят в свою работу. Сценаристы утверждают, что человеческий фактор — основа сторителлинга, поскольку опыт сторителлинга основан на человеческих переживаниях и эмоциях. Забастовка WGA в этом контексте — это не просто борьба за лучшие заработные платы или улучшение условий труда, это борьба за выживание ремесла, за сохранение человеческого творчества и оригинальности в условиях быстрого развития технологии ИИ. Писатели выступают за то, чтобы ИИ стал ценным инструментом для помощи и улучшения процесса написания, но не заменил потребность в человеческом творчестве и эмоциональном интеллекте в рассказывании историй.
Заглянув в будущее, мы увидим, что результаты этой забастовки могут стать прецедентом для других творческих индустрий, сталкивающихся с подобными проблемами. Она поднимает фундаментальные вопросы о роли ИИ в творческих областях: должен ли ИИ быть инструментом, дополняющим человеческое творчество или заменяющим его? Как сделать так, чтобы развитие технологий не подрывало ценность человеческого творчества и оригинальности?»
Спасибо, ChatGPT! Очень точно и очень метко. К забастовке WGA может присоединиться и актёрская гильдия SAG-AFTRA, поскольку гильдия на днях открыла голосование за начало забастовки, если её требования не будут учтены в новом контракте. Актёры не бастовали аж с 1980-го, и вопросы у них, в общем, похожие: более справедливые условия оплаты труда и важное условие — ограничение их оцифровки и дальнейшего использования оцифрованного материала, чтобы не происходило ситуаций, когда актёр снялся в одной сцене за триста баксов, а потом продюсеры на основе этих исходников нагенерировали дипфейками сколь угодно другого неоплаченного материала. Если актёры начнут бастовать, то Голливуд, конечно же, встанет намертво: остановятся съёмки всех фильмов, сериалов и телешоу.
Чем всё это закончится, покажет время, но в прошлые разы гильдия добивалась своих условий. И в этот раз, судя по эмоциям протестующих сценаристов, они в прямом смысле готовы стоять перед дверьми крупных киностудий до последнего.
По материалам РБК Стиль