Действие «Ирландца» Мартина Скорсезе происходит на протяжении пятидесяти лет, и потому в фильме использовалась технология омоложения актёров. Однако в отличие от других фильмов, здесь во время съёмок не использовался мокап. Все роли отыгрывались вживую с реквизитом, а затем лица обрабатывали при помощи спецэффектов.
Издание Wired пообщалось с Пабло Хельманом — художником VFX и главой компании Industrial Light & Magic, занимавшейся графикой в «Ирландце». Специалист рассказал о том, как создавали технологию омоложения главных героев.
Вопросом о том, как в одном фильме показать полувековую историю, Скорсезе задался ещё во время съёмок своей прошлой картины, «Молчание». Режиссёр встретился с Хельманом, чтобы обсудить с ним детали технологии омоложения в своём следующем проекте — в итоге художник дал согласие на участие в «Ирландце» после того, как за ночь прочитал весь 170-страничный сценарий.
Раньше VFX применялся в основном для того, чтобы убрать морщины или подкорректировать плохой макияж, но со временем вычислительные мощности компьютеров увеличились, а вместе с ними — и потенциал подобных технологий.
Один из ранних примеров их использования — фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона», срежиссированный Дэвидом Финчером. Лицо Брэда Питта снималось на Mova — систему из камер, окружавших лицо актёра. Информация с отснятых кадров пересобиралась в цифровом виде, чтобы построить модель постаревшего или помолодевшего человека.
Из последних таких фильмов можно вспомнить «Гемини» Энга Ли, однако там на съёмках применяли мокап: Уилл Смит надевал костюм для захвата движения и специальное головное оборудование, а точки на лице отслеживали его мимику. Затем на записанный материал накладывались данные из большой библиотеки, где хранилась информация с ранними работами актёра, «Принцем из Беверли-Хиллз» и «Плохими парнями».
Но такой метод Хельману не подходил — Скорсезе хотел снимать «Ирландца» как самое обычное кино. Никакого мокапа, никаких актёров с оборудованием на голове.
Действие фильма происходит с 1949 года по 2000-й, и повествование постоянно прыгает туда-сюда во времени. Проблема заключалась в том, что к моменту, когда я был готов снять этот фильм, Боб Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши уже не могли сыграть своих молодых персонажей в макияже.
Мартин Скорсезе
[После предложения Хельмана] я сказал, что не уверен — не могу допустить такого, чтобы актёры разговаривали друг с другом с мячами от гольфа на их лицах. Это такой фильм, что они должны играть друг против друга. Если бы получилось найти способ уменьшить технические аспекты, он бы сработал.
режиссёр
После завершения съёмок «Молчания» Хельман отправился в Нью-Йорк, чтобы проверить одну из своих идей. Он попросил Скорсезе и Де Ниро приехать на съёмочную площадку на один день, чтобы переснять одну из сцен в «Славных парнях». Если бы у Хельмана получилось омолодить семидесятилетнего актёра на тридцать лет, чтобы он выглядел в кадре так же, как и в фильме 1990 года, то тогда его компания смогла бы доработать технологию для использования в полнометражной картине.
Художник провёл десять недель, работая над тестовой сценой, и в итоге у него получилось — Де Ниро и впрямь стал выглядеть так, будто он из 1990 года. После этого производству фильма дали зелёный свет.
Но переделать одну сцену — это одно дело, а 3,5-часовую ленту — совершенно другое. У Хельмана был на руках концепт технологии, но его нужно было доводить до ума. В итоге разработка заняла два года, а весь фильм находился в производстве четыре.
Четыре года мы будто строили Феррари, одновременно участвуя в гран-при.
Мартин Скорсезе
режиссёр
По сути, Хельман придумал систему из камер нового типа, которая позволяла Скорсезе снимать фильм как обычно — в то время как VFX-команда собирала информацию обо всём, что помогло бы омолодить Де Ниро, Пачино и Пеши до любого возраста.
В центре системы находилась стандартная режиссёрская камера, а по обе стороны от неё — две Alexa Mini, которые предназначены для съёмок инфракрасного изображения, нужного для захвата объёмной информации. Обычно эти данные как раз и собирают с помощью точек на лице, которые Скорсезе так не хотел использовать.
Затем на протяжении двух лет фильм находился в постпродакшне. Специально для того, чтобы обработать огромное количество записанной информации, разработали специальный софт под названием Flux, который собирал отснятые кадры и создавал маски на лицах каждого из актёров.
Чтобы омолодить их, команда обработала тысячи кадров из старых фильмов, от «Славных парней» до «Казино». Существовали каталоги отдельно для носов, глаз и ртов, которые позже использовались в сценах с омоложением.
Также разработали специальный ИИ, который брал любой кадр и мгновенно просматривал всю библиотеку изображений, выдавая эталонное изображение актёра в конкретной сцене — так команда проверяла свою работу.
В результате получился фильм, который отлично изобразил помолодевших Де Ниро, Пеши и Пачино — может и не на 100 процентов идеально, но уж точно на подъёме из «Зловещей долины».
По мнению журналиста Wired, подобная технология в будущем даст выбор режиссёрам и студиям — использовать мокап с точками или всё же дать актёрам спокойно перемещаться по съёмочной площадке.
Впрочем, как отметил глава Общества специалистов по визуальным эффектам Майк Чемберс, метод во многом зависит от того, какой снимается фильм: гангстерская драма это одно, а сай-фай в космосе — совершенно другое.
В будущем такие технологии могут поставить индустрию в неудобное положение. Да, нет ничего такого в том, чтобы омолодить троих именитых актёров — но ведь с помощью VFX можно в том числе вернуть на экраны и тех, кого уже давно нет в живых. Например, Джеймса Дина, вокруг цифрового «воскрешения» которого недавно разгорелся скандал.
С точки зрения философии и этики, это увлекательно. Если дать людям инструменты, они найдут способ их использовать. Но тогда вопрос такой: распорядятся они ими мудро, или просто будут эксплуатировать их?
Майк Чемберс
глава Общества специалистов по визуальным эффектам
По материалам dtf.ru. Автор Artyom Kaleev.